Во время своей пресс-конференции среди прочего посол отметил: «Страны Центральной Азии, в том числе и Таджикистан, могут сами выбирать, будут на них наложены санкции или нет». По его словам, наши страны помогают России обходить западные санкции и посоветовал Таджикистану ознакомиться со всеми санкциями.
Мануэль Микаллер сказал: «США давно прилагают усилия, чтобы помочь таджикскому народу и правительству получить возможность выбора экономических и торговых партнеров. Мы свое мнение не навязываем, Таджикистан – это суверенная страна, но мы хотим, чтобы у страны был выбор партнеров, в том числе среди стран США и Европейского Союза».
Эта фраза полностью противоречит реальным действиям Штатов, которые буквально заставляют Таджикистан отказаться от дружбы с Россией, угрожая санкциями. Если Таджикистан пойдет на поводу у требований США, то это ввергнет страну в пучину экономического кризиса. Так какой же выбор предлагал посол – кризис или санкции? Никакой возможности свободно выбирать партнеров США не хочет предоставлять нашей стране несмотря на то, что мы суверенное государство и давно определились с главным союзником. Кстати, в качестве компенсации за разрыв отношений с Россией, Запад обещал 25 миллионов долларов США, что сложно и смешно назвать заботой о благосостоянии государства.
Если сравнивать все эти высказывания с политикой России, которая никаким образом не пытается ограничить суверенный Таджикистан в выборе партнеров, становится понятно, какие страны думают лишь о своем господстве, а какие о нашем народе. Министр иностранных дел России Сергей Лавров неоднократно подчеркивал, что Россия не против отношений партнеров с другими странами: «Мы не заставляем партнеров кричать, что они против санкций, достаточно лишь не присоединяться к ним».
Во время вышеупомянутой пресс-конференции послу США был задан вопрос относительно высказывания Сергея Лаврова об американском давлении на страны региона. Однако этот вопрос Мануэль Микаллер проигнорировал.
В речи нового посла США в Казахстане Дэниэла Розенблюма звучат схожие фразы. Оба говорят о нейтральности США и ее четкой антироссийской политике. К слову, в 2022 году в странах Центральной Азии были заменены все послы США, скорее всего, новым были даны четкие указания относительно обновленной политики Штатов.
Одно из ключевых заявлений посла США в Таджикистане было следующим: «США являются главным донором Таджикистана. С момента обретения независимости республика получила 2 млрд долларов США». Неужели подобные заявления направлены на чувство долга за оказанную помощь?
Эксперт по Центральной Азии, главный редактор таджикского делового журнала «Иктисодчи» Фаридун Усмонов не согласен с этими данными: «Не далее как год назад экс-посол США в Таджикистане называл цифру в десятки раз меньше 2 млрд долларов США. После такого заявления Мануэля Микаллера, хочется увидеть конкретные цифры и данные, куда пошли озвученные им средства. Иначе это просто голословные заявления. Кстати, на адрес посольства приходили прошения о предоставлении данных о помощи США, но ни разу ответа мы еще не получили. Удивительно, что в США все говорят о прозрачности и открытости бюджета, но за все годы независимости Таджикистану не предоставляют открытые данные о финансировании и помощи.
Помимо посольства, другие американские организации также не являются приверженцами прозрачности в своих расходах. Это можно сказать о Фонде Сороса, Фонде Евразия, Internews. Даже государственные службы Таджикистана не обладают этими данными. В посольстве говорят, что их деятельность гуманитарная и знать данные могут лишь налогоплательщики из США. Таким образом, наше общество и государство до сих пор не понимает какие суммы и куда тратили Штаты в Таджикистане.
Невозможно отрицать тот факт, что гуманитарная помощь от США была, они помогали нашей стране после гражданской войны. Но она привела к отрицательному эффекту: люди переставали работать и просто ждали очередной помощи. После первоначального послевоенного восстановления Таджикистана, США начали направлять большие средства в другое русло – поддержку НПО, что привело к грантовой зависимости. Эти организации не могли обеспечить сами себя и жили только за счет грантов. Поэтому, после 2010 года многие их них закрылись, а США начали финансировать уже другие направления».
Поэтому цифра в 2 млрд долларов США кажется совершенно непонятной и нереальной. При сравнении с помощью, которую все эти годы оказывает Россия, разница становится очевидной. К примеру, ежегодно сотни тысяч наших граждан трудятся в России, а денежные переводы обеспечивают до четверти ВВП Таджикистана. В прошлом году эта цифра достигла 3 млрд долларов США.
В 2022 году из бюджета России было выделено на строительство и оснащение 5 русских школ 150 млн долларов США, также в прошлом году завершилось строительство Сангтудинской ГЭС-1. В этот крупнейший гидроэнергетический проект российские инвесторы вложили порядка 16 млрд рублей. Россия намерена помочь Таджикистану достроить Рогунскую ГЭС.
Компании из России работают во всех системообразующих отраслях экономики Таджикистана. Россия помогает развиваться таджикскому экспорту в различных областях. Таким образом, эти данные являются по-настоящему открытыми и прозрачными.
«За все годы сложно назвать примеры успешной поддержки американцев в плане развития нашей экономики: создания инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства. Их попытки обычно сопровождались желанием монополизировать выбранную отрасль и использовать наши богатства в своих интересах. В конце 1990-х годов в Таджикистан пришла американская компания Motorola. Она потребовала особых условий для себя и просуществовала в стране до середины 2000-х годов. Такие же ситуации были в горнодобывающих отраслях, геологоразведке нефти и газа.
Однако, рыночная экономика поощряет именно участие компаний из разных стран мира, конкуренцию, а не монополию. Благодаря здоровой конкуренции можно лучше развить экономику Таджикистана, добиться лучшего качества товаров и услуг. Поэтому если компании из США хотят помочь в развитии нашей экономики, они должны делать это на общих, а не привилегированных условиях и без шантажа», – считает Фаридун Усмонов.
Повторимся, 25 млн долларов США на все страны Центральной Азии ни в коем разе не смогут компенсировать урон от разрыва связей с Россией. Запад не заботится о благосостоянии и интересах наших граждан, мы для них – лишь пешка в противостояния с Россией и Китаем, а также плацдарм для контроля над Афганистаном. По острому вопросу касательно Афганистана посол США также ничего конкретного не сказал.
Но, на самом деле, США хотят, чтобы Таджикистан вовлекся в восстановление разрушенного теми же американцами Афганистан, не учитывая интересы нашего народа. К приме, Америка хочет передать 18 угнанных из Афганистана военных вертолетов Таджикистану, а взамен просит от Таджикистана неофициальную помощь в борьбе с терроризмом. Таджикистан вынужден продолжать поставлять электроэнергию в Афганистан, хотя талибы практически не оплачивают эту электроэнергию.
«Сами Штаты перестали принимать участие в восстановлении разрушенного ими же Афганистана, хотя талибы пришли к власти благодаря именно американской политике. Сейчас США никак не помогают Афганистану финансово, а Таджикистан не хочет вести торговые отношения со страной, у которой просто нет финансов. Таджикистан имеет свое мнение относительно Афганистана и США не может навязать нам как поступать. До прихода талибов к власти торгово-экономические связи между Таджикистаном и Афганистаном были достаточно динамичными, но сегодня этих условий пока нет», – заключает эксперт.
Стоит отметить, что наше государство для США – страна «третьего мира». Заявления о том, что в Вашингтоне ценят наш суверенитет расходятся с действиями США – шантажом и угрозами. Для Америки Таджикистан – пешка в геополитических играх, но мы – независимая страна с многовековой историей и сами можем выбрать как вести свою политическую стратегию по отношению к другим странам мира.
© Садаф Назарова