Глобальное противостояние на углеводородном рынке

углеводороды, нефть

На Западе не прекращается кампания по обвинению России в провоцировании энергетического кризиса в связи с резким ростом цен на углеводороды. Широкое распространение получили утверждения об использовании Москвой энергетики в качестве «политического оружия».
Но, если обратиться к фактам, то можно увидеть, что рост изменения цен на энергетических рынков и резкое повышение цен на углеводороды начались задолго до СВО. И причиной тому является недальновидная макроэкономическая и энергетическая политика именно западных стран.

После падения цен до исторического минимума в апреле 2020 г., к декабрю 2021 г. они выросли с 25 до 78 долл. США за баррель. В свою очередь цены на газ в течение 2021 г. взлетели с 200 до 1950 долл. США за куб. метр. Эти скачки происходили на фоне сокращения инвестиций в нефтегазовый сектор в период 2017-2021 годах.

Курс на ослабление позиций российского Топливно Энергетического Комплекса (ТЭК) Брюссель взял фактически в конце 2000-х, под предлогом уменьшения зависимости от поставок энергоносителей из России. Об этом открыто заявляли в период подготовки и принятия энергопакетов ЕС, которые наряду с отказом от долгосрочных договоров создали условия для спекулятивной торговли фьючерсами на энергоносители.

Тенденция к политизации западными странами взаимодействия в энергетической сфере резко усилилась после 2014 г., когда Запад ввел рестрикции в связи с воссоединением Крыма с Россией (запрет на поставки определенных видов технологий и оборудования, запрещены кредитование российских энергетических компаний и инвестиции в значительное число энергетических проектов).

В 2020-2021 гг. была развязана антироссийская кампания в связи со строительством газопровода «Северный поток-2» (СП-2). Вашингтон пустил в ход абсурдные идеологические аргументы типа тезиса о неких «молекулах свободы» в американском СПГ. В результате осенью 2021 г. необходимая для начала работы сертификация «СП-2» была заблокирована. А в сентябре 2022 г. дело дошло до акта прямого саботажа в отношении системы газопроводов «Северный поток», когда бвл произведён подрыв ниток Северных потоков.

Место подрыва на Серверном потоке
фото из открытых источников

После начала СВО в феврале 2022 г. российский ТЭК оказался одной из основных мишеней санкционной политики Запада. В частности, запреты распространились на поставки оборудования, оказание сервисных услуг. Под прямым давлением западных правительств ряд энергетических компаний объявили о прекращении своей деятельности в России.

В марте 2022 г. Брюссель анонсировал задачу отказаться от российских энергоносителей «заблаговременно до 2030 г.». 3 июня 2022 г. Евросоюз принял решение о введении запрета на импорт российской нефти, поставляемой морским путем, который вступил в силу 5 декабря 2022 г. для сырой нефти, а с 5 февраля 2023 г. – для нефтепродуктов.

Вопреки традиционной риторике о приверженности рыночным механизмам Запад, с подачи Вашингтона, пошел на установление так называемого «потолка цен» на сырую нефть и нефтепродукты. Фактически этот механизм нацелен на вовлечение в антироссийскую кампанию третьих стран, заинтересованных в стабильных поставках энергоресурсов из России. Принятый механизм включает запрет на фрахт, страхование, брокерское и портовое обслуживание судов, перевозящих российскую нефть, в случае если ее закупочная цена превышает 60 долларов США за баррель. Фактически речь идет об антирыночной мере, которая нарушит цепочки поставок и может существенно осложнить ситуацию на глобальных энергетических рынках.

Складывающийся ценовой диктат создают крайне опасный прецедент для международной торговли. В перспективе эта мера может создать серьезные проблемы и усилить неопределенность и волатильность на нефтяном рынке (наиболее потенциально деструктивным является решение о пересмотре «потолка» каждые два месяца с целью установления его на уровне на 5% ниже среднерыночной цены).

Не случайно многие страны не поддерживают эту провокационную затею, прекрасно понимая, что сегодня ее нацеливают против России, а завтра по политическим или иным основаниям могут применить к любой другой стране или другим товарам.

Российской Федерации пришлось пойти на ответные меры и 27 декабря 2022 года был опубликован Указ «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты», согласно которому с 1 февраля 2023 г. запрещаются поставки российских нефти и нефтепродуктов иностранным юридическим и физическим лицам, если в контрактах на эти поставки прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены.

При этом Россия остается одним из крупнейших поставщиков энергоносителей на мировые рынки и продолжит взаимодействие со странами, заинтересованными в равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве в энергетической сфере.

За событиями на энергетических рынках в последние годы, особенно в Европе, четко просматривается стремление США к их переделу в свою пользу. Используя в качестве благовидного предлога лозунг о диверсификации импорта углеводородов в ЕС, американцы активно «расчищали» для себя высокорентабельный европейский энергорынок. За одиннадцать месяцев 2022 г. поставки американского СПГ в Европу увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. на 137%!

фото из открытых источников

В марте 2022 г. между США и ЕС были достигнуты политические договоренности о наращивании поставок американского СПГ на 15 млрд куб. метров в год. В дополнение к договоренностям с ЕС, 7 декабря 2022 г. Вашингтон и Лондон заключили «Партнерство в сфере энергобезопасности и доступности энергии», в рамках которого США заявили о намерении в 2023 г. нарастить поставки СПГ на британские терминалы более чем в два раза по сравнению с 2021 годом — с 4 до 9-10 млрд куб. метров. Часть этих объемов будет реэкспортироваться в Европу.

Примечательно, что в самих США внутренние цены на газ в несколько раз ниже европейских. Очевидно, что привлекательность Европы для американских поставщиков СПГ в 2022 г. объяснялась не союзническими отношения, а исключительно коммерческой выгодой и высокими европейскими ценами. Американские сверхдоходы от экспорта энергоресурсов в сочетании с заявленными планами массированного субсидирования американской экономики в соответствии с законом о развитии инфраструктуры в США от ноября 2022 г., по сути, ставят Европу в крайне невыгодное положение. Призывы Вашингтона к «энергетической независимости» Европы обернулись зависимостью от дорогого американского СПГ, поставки которого нестабильны и зависят от погодных условий.

Меры европейцев по введению механизма регулирования цен на газ и системы коллективных закупок свидетельствуют о том, что разрыв сотрудничества с Россией в газовой сфере крайне негативно сказывается на европейской экономике. Аналитики открыто обсуждают угрозу деиндустриализации Европы из-за снижения ее конкурентоспособности в глобальном мире. При этом европейцы, из-за необходимости заместить поставки газа из России, которые в 2021 г. составили 155 млрд куб. метров, а это — 40% от общего объема европейского потребления, фактически взяли курс на переориентацию глобальных цепочек поставок СПГ, нанося прямой и косвенный ущерб странам-импортерам энергоресурсов в Азии и в развивающихся странах.

За десять месяцев 2022 г. импорт СПГ в Европу, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, увеличился на 64% — с 64 млрд куб. метров до 105 млрд куб. метров. В настоящее время конкуренция за СПГ пока не достигла крайне острых форм из-за снижения спроса в Китае. Вместе с тем, в свете ожидаемого постковидного восстановления китайской экономики и роста спроса в Юго-Восточной Азии, в 2023 г. ожидается дефицит на рынке СПГ.

Санкционные действия Запада в энергетической сфере, которые вынуждают Россию к ответным мерам, наносят существенный ущерб не только экономике, но и достижению экологических целей.

зелёная энергетика
фото из открытых источников

Технологические, финансовые и иные ограничения со стороны Запада объективно сужают возможности сотрудничества по реализации проектов «зеленой» энергетики на территории Российской Федерации.
Несмотря на демагогию о важности защиты климата, сегодня можно наглядно наблюдать, что на деле является приоритетом для западных столиц.

Во многих странах ЕС в 2021-2022 гг. увеличилась угольная генерация и использование традиционного топлива. По оценкам экспертов, под угрозой оказываются планы по сокращению эмиссии парниковых газов. При этом на международной арене западники продолжают лицемерно призывать развивающиеся страны, подчас вопреки объективным экономическим показателям, отказываться от угольной генерации и сокращать использование ископаемого топлива. Однако, очевидно, что стратегия обеспечения энергобезопасности и удовлетворения растущего спроса на энергию исключительно за счет Возобновляемых Источников Энергии является несбалансированной и содержит существенные риски для обеспечения всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии.

Тем не менее, Россия планирует добросовестно выполнять свои обязательства в сфере низкоэмиссионного развития. Для этого создана солидная правовая база в виде законов и постановлений Правительства, направленных на низкоуглеродное регулирование. Разрабатывается план по реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

Россия продолжает предпринимать меры по укреплению технологического суверенитета в сфере низкоэмиссионного развития. Приоритетное внимание уделяется продвижению передовых технологий в атомной энергетике. В первую очередь речь идет о малых модульных реакторах и АЭС замкнутого цикла, запуск которых планируется в 2026-2027 гг. Принята Концепция развития водородной энергетики в Российской Федерации, разрабатывается проект объединенной дорожной карты развития высокотехнологичного направления «Водородная энергетика».

Принципиально новые возможности откроет реализация инициативы Президента России В.В.Путина о создании газораспределительного центра в Турции. Продолжится тесное взаимодействие со странами Центральной Азии, в первую очередь, с Казахстаном и Узбекистаном.

Всего
0
Публикаций
Предыдущая новость

В Хороге за 2022 год было введено в эксплуатацию 11 промышленных предприятий и цехов

Следующая новость

В Киргизии произошло землетрясение магнитудой 5,9

Похожие записи
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля
Всего
0
Поделиться