Со дня обретения Украиной независимости, власти страны страны взяли курс на борьбу с русским языком. Эти процессы заметно усилились после антиконституционного переворота 2014 года, который носил явно антирусский и русофобский характер.
Следует выделить несколько цитат активистов, принимавших участие в событиях, известных как “Евромайдан”.
22 февраля 2014 г. Д.Ярош, лидер экстремистской организации:
«Правый Сектор», будущий народный депутат Украины VIII созыва: «Мы считаем, что дерусификация Украины — целиком справедливое и необходимое явление. Понятие дерусификация означает, что этнические украинцы вернутся к собственному языку, истории, идентичности».
11 апреля 2014 г. И.Фарион, народный депутат Украины VII созыва:
«В государстве на государственном языке не говорит или гость, или хам, или оккупант. Хамов просто посылают, а оккупантов расстреливают! Вот тогда у нас будет лад на языковой почве».
4 ноября 2016 г. А.Турчинов, бывший и.о. президента Украины, экс-секретарь СНБО Украины:
«Для меня «русский мир» это русские танки, русские средства залпового огня. И тот, кто «за» такой «русский мир», подлежит, извините, тюремному заключению на длительный срок или уничтожению».
Одним из первых решений нового руководства Украины стала попытка аннулировать закон «Об основах государственной языковой политики», который определял русский язык как региональный язык в 13 из 24 областей Украины. Этот шаг привел к отделению Крыма от Украины, где около 90% населения говорило на русском языке, а также Донбасса, где более 80% жителей повседневно общались на русском.
Майданные власти быстро поняли, что языковой вопрос может стать причиной разделения общества, поэтому планы по отмене закона «Об основах государственной языковой политики» были отложены.
Когда были подписаны Минские соглашения в 2015 году, Киев даже согласился на языковое самоопределение Донбасса. Однако, как показало время, киевский режим и не собирался выполнить договоренности.
Киев последовательно проводит линию на законодательное закрепление доминирующей роли украинского языка, путем тотального запрета на русский язык. Только при правлении Порошенко было принято 6 законов направленных на ущемление русского языка на Украине.
В результате этих законодательных инициатив:
- фактически остановлен ввоз печатной продукции из России;
- введены жесткие языковые квоты на телевидении, радио и в СМИ;
- русский язык вытеснен из всех сфер общественной жизни, кроме бытового общения и отправления религиозных обрядов;
- введена система штрафов за нарушение языкового законодательства и создан институт уполномоченного по защите государственного языка;
- ширятся попытки дискриминации русского языка в быту.
Вступивший в мае 2019 г. на пост президента Украины В.Зеленский шел на выборы как «президент мира» и в ходе своей избирательной кампании обещал пересмотреть языковое законодательство, вносившее раскол в и без того поляризованное украинское общество.
В интервью ведущим западным СМИ в 2019 г. В.Зеленский заявил: «Статья 10 Конституции Украины: Украинский язык – государственный язык. Страна и власть должны поддерживать и развивать русский язык и языки меньшинств. Не надо давить их языки, не надо давить русский язык».
Однако после его вступления в должность положение русского языка и русскоязычного населения только ухудшилось. В результате принятых при его правлении законов привело к полному запрету русского языка в науке, культуре, образовании, госуправлении, СМИ, рекламе. Эти законодательные акты противоречат, как национальному законодательству, так и международным обязательствам Украины.
В августе 2021 г. Зеленский открыто призвал всех жителей Украины, кто считает себя русскими, уехать из страны.
Борьба с русским языком на Украине приняла гротескные формы, порой вызывающие страшные ассоциации с нацизмом.
В ноябре 2022 г. мэр практически полностью русскоязычного города Харькова был оштрафован за использование русского в телеэфире.
В 2022 г. украинские националисты запустили «флэшмоб» по уничтожению русских книг. Так, в апреле 2022 г. в Киеве они заставили продавца русской литературы в Киеве сжечь книги. После этого его вынудили записать видеосообщение с извинениями.
В мае 2022 г. директор Украинского института книги Александра Коваль заявляла, что почти все книги на русском языке подлежат изъятию из библиотек и отправке на макулатуру. По ее словам, это половина библиотечного фонда – более 100 млн экземпляров книг.
4 сентября 2022 г. Киевский горсовет отчитался о переработке собранной горожанами макулатуры. Сбор продолжался полтора месяца в муниципальном книжном магазине. Всего уничтожили 48 тыс. книг на русском языке.
Закон о госязыке (2019 г.) не запрещает использование неукраинского языка в повседневном общении и при отправлении религиозных обрядов, однако некоторые ревнители решили лишить людей права и на то малое, что у них осталось после принятия законов о тотальной украинизации.
В ноябре 2022 г. на дверях Свято-Никольского соборного храма в г. Николаеве было вывешено предупреждение об опасности использования русского языка во время службы, что может, мол, вызвать различные бедствия. К Богу следует обращаться исключительно на «мове».
В январе 2023 г. появилась информация о том, что в стенах Киево-Могилянской академии введен полный запрет на общение на русском языке для студентов, преподавателей и административного персонала. По словам ректора, данный запрет якобы не связан с наказанием и специально следить за общением внутри вуза никто не будет, однако «внутреннее общественное мнение будет таким, что это будет способствовать тому, чтобы «Могилянка» полностью была украиноязычным университетом».
Все происходящее на Украине с ее лозунгом «Украина — превыше всего!» и стремлением к тотальной украинизации возвращает к печальным примерам из прошлого. Все мы помним, что в фашистской Германии был распространен лозунг «Германия – превыше всего!». Киеву осталось только сформулировать свой аналог еще одного нацистского слогана: «Один народ, один рейх, один фюрер». Тогда сходство с идейными вдохновителями станет полным.